Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и возможности автороведческой экспертизы. Подготовка материалов для экспертизы

Все предметыКриминалистика


Выполним работу на заказ
 


 

Автороведческая экспертиза может проводиться как самостоятельное исследование, а может быть и составной частью комплексной экспертизы. Так, выводы комплексно проведенной автороведческой и почерковедческой экспертизы, дополняя друг друга, позволяют с большей уверенностью ответить на поставленный вопрос об исполнителе текста, если исполнитель и автор текста одно лицо.

Объектом автороведческого исследования могут являться как рукописные, так и печатные тексты, как оригиналы, так и ихкопии. На разрешение автороведческой экспертизы ставятся вопросы идентификационного, включая установление групповой принадлежности, и диагностического характера.

Идентификационные вопросы:

  • - является ли автором текста (фрагмента текста) конкретное лицо;
  • - является ли автором текста (фрагментов текста) нескольких документов одно и то же лицо;
  • - какова половая принадлежность автора текста, его возраст.

Диагностические вопросы:

  • - какое профессиональное образование автор получил, род его занятий;
  • - каков общий уровень грамотности автора текста; является ли язык, на котором составлен текст, для автора родным и т.д.;
  • - составлен ли текст с намеренным искажением письменноречевого навыка и др.

Считается, что объем текста, исследование которого позволяет ответить на поставленные перед автороведческой экспертизой вопросы, должен составлять не менее 500 слов. Возможности проведения автороведческой экспертизы могут иметь и иные ограничения. В частности, даже при наличии достаточного по объему текстового материала серьезные трудности могут возникнуть при установлении авторства отредактированных, технических и иных формализованных текстов, типовых документов, при составлении которых требуется придерживаться определенных правил (например, юридические документы).

В тех случаях когда на разрешение экспертизы поставлен вопрос о конкретном авторе текста, для ее проведения должны быть представлены сравнительные образцы: свободные и экспериментальные. В качестве свободных образцов могут быть использованы тексты, во-первых, сопоставимые с исследуемым текстом по признакам письменной речи (жанру письма и стилю изложения, использованным языковым средствам, лексическому разнообразию и фразеологическим особенностям текста); во- вторых, составленные именно проверяемым, а не иным лицом; в-третьих, количественно достаточные для того, чтобы речевой (интеллектуальный) навык проверяемого лица оценить как устойчивый.

Экспериментальные образцы представляют собой тексты, составленные проверяемым лицом специально для проведения экспертизы. Для этого ему предлагают написать сочинение на заданную тему в определенном стиле, жанре, с определенной целевой установкой, с использованием известных ему языковых средств, в том числе профессиональных или жаргонных терминов. Само собой разумеется, образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст.

Общее количество сравнительных образцов, представляемых на автороведческую экспертизу, должно быть не менее трех десятков страниц текста.

Методика проведения автороведческого исследования основана на общей методике криминалистической идентификации и криминалистической диагностики.

Идентификационные автороведческие исследования проводятся поэтапно, включая раздельное исследование сравниваемых текстов с выделением общих и частных признаков письменной речи. При решении задачи по установлению факта составления текста конкретным автором раздельно изучаются сами исследуемые тексты и сравнительные образцы, полученные у проверяемого лица. Затем следует этап сравнительного исследования выделенных одноименных общих, а затем частных признаков письменной речи, отмечаются их совпадения и различия. Последний этап идентификационного исследования включает оценку полученных в результате сравнения результатов. Обнаружившимся различиям в признаках сравниваемых рукописей всегда требуется дать объяснения, поскольку таковые могут явиться следствием не только отсутствия тождества автора, но и иных причин. В частности, различия общих и частных признаков письменной речи, выделенные в исследуемом тексте как криминалистически значимые, могут быть обусловлены:

  • - редакторской (в том числе автоматической компьютерной) правкой текста;
  • - исправлениями, вносимыми в исследуемый текст рецензентами, которые призываются для оценки литературных произведений или научных трудов либо научными руководителями диссертаций;
  • - несовпадением в одном лице автора и исполнителя текста. Исполнитель, например, при переписывании авторского текста может вносить в него свои коррективы в виде исправлений орфографических или пунктуационных ошибок.

Во избежание ошибок при окончательном решении поставленных вопросов следует убедиться, что общие и частные признаки письменной речи, выявленные в исследуемом тексте, являются отображением интеллектуального навыка именно автора текста, а не тех, кто в силу возложенных на них функций внес в авторский текст соответствующие поправки и дополнения.

Диагностические исследования, проводимые для установления состояния либо распознавания иных свойств автора текста, также основаны на поэтапном изучении признаков письменной речи, в которых отобразились диагностируемые свойства автора. Эти выделенные в исследуемом тексте признаки сравниваются с одноименными эталонными (содержащимися в правилах письма) или заранее известными как проявления определенных свойств автора (с образцами текста проверяемого автора) признаками. По их совпадениям или различиям формулируется вывод.