Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Разглашение государственной тайны

Все предметыУголовное право. Особенная часть


Выполним работу на заказ
 


 

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ).

Объективная сторона преступления характеризуется: во-первых, совершением деяния, направленного на разглашение сведений, составляющих государственную тайну; во-вторых, последствиями — эти сведения должны стать достоянием других лиц; в-третьих, наличием причинной связи между первым и вторым.

Кроме того, конструкция данного состава содержит негативный признак — отсутствие признаков государственной измены или шпионажа. Если они будут иметь место, квалификация производится по соответствующим нормам уголовного закона.

Разглашение представляет собой предание огласке указанных сведений в личной беседе, в публичном выступлении, переписке, публикации, в демонстрации планов, чертежей, схем и т.п. При этом преступление совершается путем не только действия, но и бездействия, например, когда секретные документы были оставлены на рабочем столе или в другом месте, где с ними смогли ознакомиться третьи лица.

Состав преступления является материальным. Деяние окончено с момента наступления указанных в законе последствий. В теории уголовного права вопрос о субъективной стороне рассматриваемого преступления относится к числу дискуссионных. Одни авторы полагают, что разглашение государственной тайны совершается только умышленно, неосторожная форма вины исключается. Другие считают, что оно может осуществляться как умышленно, так и по неосторожности.

Представляется, что действующая редакция ч. 2 ст. 24 УК позволяет сделать вывод о возможности совершить разглашение государственной тайны как умышленно, так и по неосторожности (подобная ситуация возможна, например, когда лицо, являющееся субъектом преступления, в разговоре с сослуживцем сообщает ему сведения, составляющие государственную тайну, несмотря на присутствие при этом других лиц, не имеющих соответствующего допуска).

Субъект преступления специальный — лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, можно выделить две категории субъектов рассматриваемого посягательства. Первая включает лиц, которым государственная тайна была доверена, т.е. лицо имеет соответствующий допуск к ней согласно ст. 21 или 211 Закона РФ «О государственной тайне». Вторую группу составляют лица, которым тайна стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Этим лицам не оформлялся допуск к государственной тайне, но они ознакомились с нею при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

Если государственную тайну разгласило лицо, не имеющее допуска к ней, которому она стала известна не в связи со службой, работой, учебой или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, а,- например, от других лиц в частном разговоре, ответственность по ст. 283 УК исключается в силу отсутствия признаков специального субъекта.

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 283 УК) выступает наступление по неосторожности тяжких последствий. Данное понятие является оценочным, и суду с учетом всех обстоятельств дела в приговоре надлежит указывать, какие последствия и почему он признал тяжкими. В частности, к ним относят срыв важных переговоров, поступление соответствующих сведений к иностранной разведке, причинение ущерба внешнеполитическим интересам РФ. Сущностным является субъективное отношение виновного к таким последствиям: оно проявляется либо в виде легкомыслия, либо в виде небрежности.

Разглашение государственной тайны необходимо отличать от государственной измены (ст. 275 УК). Ключевую роль здесь играет направленность умысла: государственная измена всегда направлена против безопасности РФ, в то время как разглашение таким признаком не обладает. Кроме того, объективная сторона государственной измены не ограничивается лишь выдачей государственной тайны, а включает и получение соответствующих сведений различными способами, и оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи. В то же время деяние можно квалифицировать как государственную измену, только если указанные действия совершены в пользу иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, а разглашение государственной тайны не содержит такого исчерпывающего перечня адресатов.